Желание украсить свой сад является естественным желанием для любого владельца загородного жилья: ведь участок, примыкающий к коттеджу, считается как бы его продолжением и не должен быть обделен вниманием. Однако именно эта связь сада с домом налагает определенные ограничения в сфере оформления дорожек, клумб и мест отдыха: здание должно гармонировать с окружающим его пространством. Поэтому часто хозяева деревянных избушек украшают свой участок имитацией колодцев и телег, поклонники домиков в японском стиле устраивают рядом сад из камней, а обладатели особняков, наполненных лепниной, ставят на своих лужайках скульптуры из гипса.
Последние являются предметами декора для истинных любителей роскоши, ибо гипс – материал на самом деле очень нежный и, по сути, остаётся он таким даже после нанесения на него специальных укрепляющих и водоотталкивающих покрытий. Садовые скульптуры из гипса требуют более бережного с ними обращения, чем их аналоги из других материалов (например, того же полиуретана, изделия из которого, как заявляют его производители, являются крепкими, легкими, неподвластными непогоде и не желтеющие со временем). Однако ценители природного минерала утверждают, что при должном уходе любые гипсовые скульптурные композиции очень долговечны (здесь достаточно вспомнить о лепнине на фасадах зданий в городах «с историей» — даже там, где о реставрации задумывались с опозданием, она сохранилась в весьма приличном виде).
А главная же ценность состоит в том, что скульптура из гипса для сада может быть выполнена на заказ согласно пожеланиям владельца дома. Конечно, гипсовые изделия продаются и в готовом виде, но далеко не каждый человек замрет от восторга при виде стандартного гномика с грубым лицом. Гораздо приятнее смотрятся садовые скульптуры из гипса, являющиеся единственными в своём роде: их делают более аккуратно и тщательно. Эскизы же будущей композиции может предоставить и сам заказчик (скульптор только подправит недочеты) или же ландшафтный дизайнер.
Изготовление скульптур из гипса (речь идет именно об единичных экземплярах) может производиться различными способами: например, элемент декора сначала лепится из глины или пластилина, после с него делается форма и в неё уже заливается гипсовый раствор. Еще один весьма популярный метод, с помощью которого происходит изготовление скульптур на заказ — так называемое «прямое моделирование». Смысл его состоит в том, что скульптор не использует в работе мягкий материал, а сразу переходит к работе с гипсом: он наносит его раствор на заранее собранный каркас, одновременно придавая ему форму инструментом. Второй способ требует от мастера большого внимания, ибо гипс достаточно быстро отвердевает (максимум через несколько десятков минут), однако выполненная таким образом скульптура на заказ может получиться более красивой и динамичной.
Что касается декоративного покрытия готовых изделий, то изготовление скульптур на заказ предполагает, что данные предметы экстерьера можно сделать не только классически белоснежными, но и более интересными: на них можно добавить позолоты при помощи фольги или специальными красками сделать гипсовые фигуры похожие на каменные (особой популярностью пользуется имитация мрамора). Данное покрытие еще больше защищает гипс от влияния внешней среды (хотя, естественно, и до него материал пропитывают специальными укрепляющими составами).
Еще один плюс мастерских, производящих оригинальные изделия: выполненная скульптура на заказ (даже не дорогая) никогда не будет покрыта просто обычной масляной краской, ибо все фирмы дорожат своими клиентами и дают определенную гарантию на свою продукцию, воздухонепроницаемая краска же не дает минералу дышать и это его достаточно быстро разрушает.
Кстати, о разрушениях: изготовление скульптур из гипса для своего сада является прекрасным способом его украсить, однако без должного ухода белоснежные композиции быстро потеряют свой привлекательный вид. Скульптуры из гипса без повреждений, у которых защитное покрытие хорошо сохранилось и предохраняет поры материала от проникновения влаги, можно мыть специальными средствами согласно прилагаемой к ним инструкции (какие препараты будут подходить для конкретного изделия, подскажут в художественной мастерской). Если же тонировочный слой на скульптуре местами истерся, для её очистки можно применить «пленочный» метод, который не допускает трения и более безопасен для хрупкого минерала. Самый простой способ такой очистки (его можно осуществить своими руками) выглядит так: в 930 мл горячей (100°С) дистилированной воды вливают раствор крахмала (70 г крахмала разводят в 100 мл холодной воды), остужают, затем данную смесь наносят на предварительно очищенную пылесосом поверхность скульптуры (слоем толщиной 4-5 мм). Сверху на все это накладывают вату и через 7-10 часов полученный «компресс» удаляется (он должен застыть и образовать эластичную пленку).
Способ этот достаточно эффективен, однако стоит учесть, что без защитного покрытия скульптура, находящаяся в саду под открытым небом, опять скоро придёт в негодность, поэтому её реставрация в мастерской все же крайне желательна.